«Полевые работы: барьеры, тупики, проходы»
По городским закоулкам Судака и по центральной части города мы прошли несколько раз небольшой группой. Попытались оценить физические возможности человека и его психологические особенности. Пришлось задуматься над проблемами гиподинамии, информационной перегруженности, иного образа жизни и иного отношения, по сравнению с нашими предками, к пространству и времени. Но это не всё!
Немногочисленные памятные места Судака, оставшиеся после колоссальных разрушений во времена революций, войн, хаоса 90-х годов, последовавшей беспорядочной застройки города, оказались недоступными по причине непродуманного, а, может, и сознательного (!), возведения заборов вокруг общественных мест, пансионатов, санаториев.
Документально любая территория может включать в себя участки, принадлежащие разным хозяевам. Это было в дореволюционной капиталистической России: казенная, частная, общественная собственность соседствовали между собой, не ставя преград естественной жизни жителей среди окружающих ландшафтов. Это видно на многих исторических открытках и фотографиях.
А мы несколько раз мы натыкались на решетки в тех местах, которые были естественными связующими ниточками между участками компактного города, принадлежащих разным собственникам. Количество заборов и преград на единицу площади представилось нам абсурдной. Трудно было представить несколько лет назад, что пешеходы когда-нибудь лишатся возможности попасть из одной точки города в другую по знакомым каждому судакчанину дорожкам.
Мы помним рассказы жителей Уютного, которые ходили пешком на рынок в Коктебель продавать свою молочную продукцию. Современному человеку сложно вообразить, что Макс Волошин, Марина Цветаева и другие гости его дома приходили в Судак пешком навестить семью Герцык-Жуковских. Поэтому не хочется верить, что в Крыму вырастет поколение, которое не унаследует этой традиции и навыка путешествовать без преград.
Наша реконструкция среды культурно-исторического периода Российской империи Судака приобретает всё более нематериальные черты, но маршрут всё-таки будет проложен!